Евгений Простомолотов
ЛЕГЕНДА О ДОМБРЕ
Древнейший
музыкальный щипковый инструмент ДОМБРА, ставший «визитной карточкой»
культурного наследия казахского народа, является дальним родственником, не
менее древнему русскому музыкальному инструменту ДОМРЕ - олицетворению русского народного музыкального мелоса. У них и
название почти одинаковое.
Когда-то, на каком-то историческом перекрестке их пути встретились и
стали продвигаться то ли с Запада на Восток, то ли с Востока на Запад, дойдя до
нашего времени.
Не стоит ломать голову над тем, откуда берут начало их пути. Все равно
ученые не пришли к общему знаменателю в вопросе географического происхождения
этих уникальных музыкальных инструментов. Вместо, хотя бы мало-мальски
обоснованных аргументов, мы сплошь и рядом натыкаемся на амбициозные всплески необоснованных
доказательств некоторых псевдоученых мужей. Даже такому видному музыкальному
деятелю, как Михаилу Иосифовичу Имханицкому, доктору искусствоведения, автору
титанических трудов по истории происхождения народных музыкальных инструментов
и исполнительству на них, не удалось внятно объяснить точное место происхождения
русской Домры. Остались еще белые пятна в научных трудах многих ученых.
Туманность веков настолько плотна, что невозможно разглядеть истоки тех «золотых
приисков», которыми сейчас пользуется все прогрессивное человечество. Поэтому и
я не буду ворошить «золотую пыль» вечности, а просто расскажу небольшую, но
интересную для широкой читательской аудитории, легенду.
Как я упоминал выше, домбра, правильнее, домбыра – древний музыкальный
щипковый инструмент многих тюркских и некоторых монгольских народов. Этот
инструмент встречается у калмыков, ногайцев и казахов. Кто вперед появился на земле – ДОМРА или
ДОМБЫРА нам пока неизвестно. Зато хорошо известно каждому казаху, что ДОМБЫРА стала доброй и постоянной спутницей
его жизненного пути на протяжении столетий, со времен, когда слово «казах» не
упоминалось ни в одном историческом манускрипте (древних рукописях).
Этот музыкальный инструмент для тюрков стал отражением не только
культурных ценностей, но и их повседневного быта. Домбыра явилась своеобразным
языком общения кочевых людей, который позволял им выражать свое душевное состояние,
описывать картины бытовой и исторической действительности. Человек, достигший
виртуозной исполнительской техники на домбыре, становился гордостью того или
иного рода. Исполнительское искусство передавалось через века по наследству от
юрты к юрте, от рода к роду.
В 17-19 веках у казахского народа были свои знаменитые исполнители,
искусно владеющие игрой на этом незамысловатом, в конструктивном смысле,
музыкальном инструменте, обладающим двумя струнами. До наших дней, благодаря
нотным записям А.В. Затаевича (1869-1936 г.г.), дошло более 2300 произведений
казахского и киргизского музыкального фольклора, сочиненных известными акынами
(народными певцами-сказителями).
Я не буду задерживать читательское внимание на исторических и этнографических
аспектах, а назову некоторые известные имена, внесшие неоценимый вклад в культурное наследие казахского народа.
Конечно же, в первом ряду казахской музыкальной истории стоит великий
Курмангазы Сагырбаев (1823-1896 г.г.). Народный акын отличался не только исключительной
виртуозной исполнительской техникой, но и высоким чувством патриотизма.
Творчество Курмангазы – это дорога певца вместе со своим народом и впереди
него. Его музыкально-домбровое творческое наследие –плод новых открытий
домбровой стилистики и музыкального языка. Этот культурный пласт до сих пор до
конца не изучен. После себя Курмангазы оставил шестьдесят кюев, вошедших в
«Золотой Фонд» казахской музыкальной культуры. Кюи Курмангазы Сагырбаева, такие
как «Балыбраун», «Сары-Арка» и «Адай», стали классикой казахской и мировой
музыкальной культуры. Симфонические и народные оркестры разных стран считают за
честь украшать свой концертный репертуар шедеврами великого акына, именем
которого названы улицы казахстанских городов, а также Казахская национальная
консерватория в г. Алматы.
Выдающиеся акыны 18, 19 и 20-го столетий – Ахан-сэре, Даулеткерей
Шыгаулы, Татимбет Казангапулы, Жамбыл Жабаев, Дина Нурпеисова внесли огромный
вклад в музыкальное наследие своего народа, воспев историю становления и
развития своей нации. Произведения
Курмангазы и других, не менее выдающихся, акынов получили свое продолжение в
переложениях для различных симфонических и народных инструментов. Они использовались
в операх и балетах казахстанских композиторов 20-го столетия – Мукана
Тулебаева, Евгения Брусиловского, Ахмета Жубанова, Латыфа Хамиди и Еркегали
Рахмадиева. На казахском народном мелосе основана профессиональная баянная
школа, у истоков которой стоял выдающийся казахстанский музыкальный деятель
Константин Кириллович Ошлаков (1916-1987 г.г.).
Сегодня домбыра является основным инструментом в современном казахском
народном оркестре, создателем которого является выдающийся казахский композитор,
ученый-этнограф, искусствовед, академик, народный артист Казахской ССР Ахмет
Куанович Жубанов (!906-1968 г.г.)
=============================================================
Много легенд сложено о домбыре. Вот одна из
них:
- Давно это было. Очень давно…
Еще, когда домбыра была
четырехструнной.
Жил на свете великий и жестокий хан Темучжин, известный в истории древнего
мира как Чингисхан, завоевавший и объединивший многие тюркские народы. У него
был старший сын от первой жены Бортэ по
имени Джучи.
Джучи-хан тоже стал великим полководцем, участвовавшим, вместе со своим
отцом, в завоеваниях Средней Азии. Он командовал самостоятельным отрядом в
низовьях реки Сыр-Дарьи.
Чингисхан был жестоким
правителем, гнева которого боялись не только враги, но и подчиненные. Тогда
жизнь кочевников заключалась в завоеваниях чужих земель, расширявших
территориальные границы степного государства моголов (так раньше назывались
монголы). Между войнами грозные степняки занимались скотоводством и охотой.
Любили охотиться на диких зверей и дети Чингисхана.
Однажды с охоты не вернулся его любимый сын - Джучи и хан послал в степь
гонцов с целью найти сына или принести весть о его судьбе.
Надо сказать, что в те годы у тюрков, в том числе и монголов,
существовал закон: за хорошую «красную» весть щедро награждать, а за плохую
«черную» - жестоко наказывать.
Узнав о смерти молодого хана, гонцы испугались гнева грозного отца и не
вернулись. Чингисхан метался в припадке ярости, требуя принести ему хоть
какую-нибудь весточку о судьбе наследника. Но все было напрасно. Подданные
боялись жестокой казни и не решались открыть, неутешному отцу, правды.
И тогда пришел к хану старый акын. Он прожил долгую жизнь и не боялся
смерти.
Поклонившись повелителю мира в пояс, он
сказал: «О, великий хан, справедливость твоя не имеет границ. Слушай мою домбыру
и ты узнаешь о судьбе своего сына».
И полилась печальная повесть о том, как охотился на диких куланов
молодой хан Джучи, подстрелив одного из них. Но раненый кулан был разъярен и,
ударив ногой охотника, поразил его насмерть...
Долго еще пела домбыра, рассказывая о неудачной охоте, долго текли слезы
у жестокого властелина…
И повелел тогда старый хан казнить домбыру. И плеснули на нее из ковша
раскаленный свинец.
Застонала домбыра, в последний раз прозвенели ее струны. И две из
четырех струн не выдержав боли,… лопнули.
С той поры у домбыры осталось только две струны, но она по-прежнему
поет.
…много легенд сложено о домбыре и это одна из
них.
Евгений Простомолотов
Лауреат
международных конкурсов,
заслуженный деятель, отличник образования
Республики Казахстан
Комментариев нет:
Отправить комментарий