Е. Простомолотов "ЛЕГЕНДА о ДОМБРЕ"
ЛЕГЕНДА О ДОМБРЕ
Древнейший музыкальный щипковый инструмент ДОМБРА,
ставший «визитной карточкой» культурного наследия казахского народа, является
дальним родственником, не менее древнему русскому музыкальному инструменту
ДОМРЕ — олицетворению русского народного музыкального мелоса. У них и название
почти одинаковое.
Когда-то, на каком-то историческом перекрестке их пути
встретились и стали продвигаться то ли с Запада на Восток, то ли с Востока на
Запад, дойдя до нашего времени.
Не стоит ломать голову над тем, откуда берут начало их
пути. Все равно ученые не пришли к общему знаменателю в вопросе географического
происхождения этих уникальных музыкальных инструментов. Вместо, хотя бы
мало-мальски обоснованных аргументов, мы сплошь и рядом натыкаемся на амбициозные
всплески необоснованных доказательств некоторых псевдоученых мужей. Даже такому
видному музыкальному деятелю, как Михаилу Иосифовичу Имханицкому, доктору
искусствоведения, автору титанических трудов по истории происхождения народных
музыкальных инструментов и исполнительству на них, не удалось внятно объяснить
точное место происхождения русской Домры. Остались еще белые пятна в научных
трудах многих ученых. Туманность веков настолько плотна, что невозможно
разглядеть истоки тех «золотых приисков», которыми сейчас пользуется все
прогрессивное человечество. Поэтому и я не буду ворошить «золотую пыль»
вечности, а просто расскажу небольшую, но интересную для широкой читательской
аудитории, легенду.
Как я упоминал выше, домбра, правильнее, домбыра — древний
музыкальный щипковый инструмент многих тюркских и некоторых монгольских
народов. Этот инструмент встречается у калмыков, ногайцев и казахов. Кто вперед
появился на земле — ДОМРА или ДОМБЫРА нам пока неизвестно. Зато хорошо известно
каждому казаху, что ДОМБЫРА стала доброй и постоянной спутницей его жизненного
пути на протяжении столетий, со времен, когда слово «казах» не упоминалось ни в
одном историческом манускрипте (древних рукописях).
Этот музыкальный инструмент для тюрков стал отражением не
только культурных ценностей, но и их повседневного быта. Домбыра явилась
своеобразным языком общения кочевых людей, который позволял им выражать свое
душевное состояние, описывать картины бытовой и исторической действительности.
Человек, достигший виртуозной исполнительской техники на домбыре, становился
гордостью того или иного рода. Исполнительское искусство передавалось через
века по наследству от юрты к юрте, от рода к роду.
В 17-19 веках у казахского народа были свои знаменитые
исполнители, искусно владеющие игрой на этом незамысловатом, в конструктивном
смысле, музыкальном инструменте, обладающим двумя струнами. До наших дней,
благодаря нотным записям А.В. Затаевича (1869-1936 г.г.), дошло более 2300
произведений казахского и киргизского музыкального фольклора, сочиненных
известными акынами (народными певцами-сказителями).
Я не буду задерживать читательское внимание на
исторических и этнографических аспектах, а назову некоторые известные имена,
внесшие неоценимый вклад в культурное наследие казахского народа. Конечно же, в
первом ряду казахской музыкальной истории стоит великий Курмангазы Сагырбаев
(1823-1896 г.г.). Народный акын отличался не только исключительной виртуозной
исполнительской техникой, но и высоким чувством патриотизма. Творчество
Курмангазы — это дорога певца вместе со своим народом и впереди него. Его
музыкально-домбровое творческое наследие —плод новых открытий домбровой
стилистики и музыкального языка. Этот культурный пласт до сих пор до конца не
изучен. После себя Курмангазы оставил шестьдесят кюев, вошедших в «Золотой
Фонд» казахской музыкальной культуры. Кюи Курмангазы Сагырбаева, такие как
«Балыбраун», «Сары-Арка» и «Адай», стали классикой казахской и мировой
музыкальной культуры. Симфонические и народные оркестры разных стран считают за
честь украшать свой концертный репертуар шедеврами великого акына, именем
которого названы улицы казахстанских городов, а также Казахская национальная
консерватория в г. Алматы.
Выдающиеся акыны 18, 19 и 20-го столетий — Ахан-сэре,
Даулеткерей Шыгаулы, Татимбет Казангапулы, Жамбыл Жабаев, Дина Нурпеисова
внесли огромный вклад в музыкальное наследие своего народа, воспев историю
становления и развития своей нации. Произведения Курмангазы и других, не менее
выдающихся, акынов получили свое продолжение в переложениях для различных
симфонических и народных инструментов. Они использовались в операх и балетах
казахстанских композиторов 20-го столетия — Мукана Тулебаева, Евгения
Брусиловского, Ахмета Жубанова, Латыфа Хамиди и Еркегали Рахмадиева. На
казахском народном мелосе основана профессиональная баянная школа, у истоков
которой стоял выдающийся казахстанский музыкальный деятель Константин
Кириллович Ошлаков (1916-1987 г.г.).
Сегодня домбыра является основным инструментом в
современном казахском народном оркестре, создателем которого является
выдающийся казахский композитор, ученый-этнограф, искусствовед, академик,
народный артист Казахской ССР Ахмет Куанович Жубанов (!906-1968 г.г.)
=============================================================
Много легенд сложено о домбыре. Вот одна из них:
— Давно это было. Очень давно...
Еще, когда домбыра была четырехструнной.
Жил на свете великий и жестокий хан Темучжин, известный в
истории древнего мира как Чингисхан, завоевавший и объединивший многие тюркские
народы. У него был старший сын от первой жены Бортэ по имени Джучи.
Джучи-хан тоже стал великим полководцем, участвовавшим,
вместе со своим отцом, в завоеваниях Средней Азии. Он командовал
самостоятельным отрядом в низовьях реки Сыр-Дарьи.
Чингисхан был жестоким правителем, гнева которого боялись
не только враги, но и подчиненные. Тогда жизнь кочевников заключалась в
завоеваниях чужих земель, расширявших территориальные границы степного
государства моголов (так раньше назывались монголы). Между войнами грозные степняки
занимались скотоводством и охотой. Любили охотиться на диких зверей и дети
Чингисхана.
Однажды с охоты не вернулся его любимый сын — Джучи и хан
послал в степь гонцов с целью найти сына или принести весть о его судьбе.
Надо сказать, что в те годы у тюрков, в том числе и
монголов, существовал закон: за хорошую «красную» весть щедро награждать, а за
плохую «черную» — жестоко наказывать.
Узнав о смерти молодого хана, гонцы испугались гнева
грозного отца и не вернулись. Чингисхан метался в припадке ярости, требуя
принести ему хоть какую-нибудь весточку о судьбе наследника. Но все было
напрасно. Подданные боялись жестокой казни и не решались открыть, неутешному
отцу, правды.
И тогда пришел к хану старый акын. Он прожил долгую жизнь
и не боялся смерти.
Поклонившись повелителю мира в пояс, он сказал: «О,
великий хан, справедливость твоя не имеет границ. Слушай мою домбыру и ты
узнаешь о судьбе своего сына».
И полилась печальная повесть о том, как охотился на диких
куланов молодой хан Джучи, подстрелив одного из них. Но раненый кулан был
разъярен и, ударив ногой охотника, поразил его насмерть...
Долго еще пела домбыра, рассказывая о неудачной охоте,
долго текли слезы у жестокого властелина...
И повелел тогда старый хан казнить домбыру. И плеснули на
нее из ковша раскаленный свинец.
Застонала домбыра, в последний раз прозвенели ее струны.
И две из четырех струн не выдержав боли,... лопнули.
С той поры у домбыры осталось только две струны, но она
по-прежнему поет.
...много легенд сложено о домбыре и это одна из них.
========================================================================
Евгений Простомолотов
Лауреат
международных конкурсов,
заслуженный
деятель,
отличник
образования
Республики
Казахстан
Комментариев нет:
Отправить комментарий