http://www.proza.ru/2015/06/02/1664
Валерия Недлина (беседа с музыкантом)
Новая музыкальная газета
- Проза.
«Русские узоры» Евгения Простомолотова (интервью).
Валерия Недлина
Детский оркестр «Русские узоры», существующий в Алматы с 1981 года, широко известен и в Казахстане, и за его пределами. Существование этого коллектива по ряду причин можно назвать парадоксальным. Во-первых, его «порт приписки» — Дом детского творчества № 3 — наследие советской эпохи, чудом пережившее непростое первое десятилетие независимости и функционирующее до настоящего времени. Во-вторых, на первый взгляд может показаться странным широкий интерес детей и их родителей самых разных национальностей именно к оркестру русских народных инструментов. В-третьих, удивляет тот факт, что детский любительский оркестр выступает на уровне взрослых профессиональных коллективов и даже завоёвывает фестивальные и конкурсные награды на республиканском и международном уровне. Все эти «нестыковки» и «противоречия» становятся понятны и разрешимы, когда знакомишься с бессменным руководителем коллектива Евгением Ивановичем Простомолотовым и его уникальной методикой.
Специально для Новой музыкальной газеты Евгений Иванович ответил на несколько вопросов:
1. Как Вы оцениваете востребованность детского оркестра русских народных инструментов в современном Казахстане?
2. Кто к Вам приходит учиться и как попасть в Ваш оркестр?
3. Каковы основные педагогические принципы и методы Вашей работы с детьми?
4. Знаете ли Вы о боливийце Хосе Антонио Абреу и его «Системе» (El Sistema) работы с молодёжью через привлечение их к оркестровому музицированию? Как Вы считаете, можно ли что-то подобное ввести у нас?
5. Есть ли у Вас последователи?
6. Как Вы пришли к работе с детьми?
7. В прошедшие 33 года, которые существует оркестр, наша страна переживала сложные времена перемен. Как Вам удалось остаться верным своему призванию?
8. Что для Вас Музыка?
1. Как Вы оцениваете востребованность детского оркестра русских народных инструментов в современном Казахстане?
1. Востребованность к народной музыке всегда будет актуальной в любой стране. Это вопрос культуры. Развитие национальных вокальных или инструментальных ансамблей многогранного народного мелоса — это вопрос культурной политики любой страны. И насколько она высока, настолько высок потенциал её интеллектуального богатства, залога мира и дружбы. Актуальность русской музыки в Казахстане всегда была высока, она востребована на любом творческом уровне. Профессиональные музыкальные коллективы всегда имели и имеют в своем репертуарном арсенале шедевры русских классиков и народной музыки. Ведь именно народное творчество определяет статус того или иного народа. К народному творчеству надо приобщаться с детских лет. Познавая с раннего детства доброту, ребенок учится сам делать добрые дела. А мир и процветание в стране — это есть величайшее ДОБРО. Это смысл жизни всего прогрессивного человечества.
Русские музыкальные инструменты в Казахстане имеют такую же ценность, как и казахские. Русская домра и баян звучат в казахских народных оркестрах, играя полноценную роль.
Роль детского русского народного оркестра имеет большое значение в музыкальной педагогике. И глядя на то, с каким увлечением в русском оркестре занимаются казахские, уйгурские, узбекские детишки, думаю, можно смело говорить об актуальности русского оркестра в республике.
Если говорить о нашей музыкально-оркестровой студии (к сожалению, единственной в Казахстане), то здесь дети получают профессиональные навыки оркестрового исполнительства и начальное музыкальное образование. А творческое сотрудничество с мастерами профессиональной сцены, только увеличивает художественный и исполнительский статус детского музыкального коллектива.
2. Кто к Вам приходит учиться и как попасть в Ваш оркестр?
2. В наш оркестр «Русские узоры» приходят дети школьного возраста, желающие получить начальное музыкальное образование. То есть, как в музыкальной школе. Обучение проходит по конструктивной методике начального музыкального образования (баянисты и аккордеонисты- пять лет, пианисты- семь). Но обучение проходит параллельно на двух музыкальных инструментах. Специализирующийся инструмент (по желанию учащегося) и оркестровый. Таким образом, в течение полугода ребенок более уверенно осваивает практическую игру на оркестровом инструменте (домра, балалайка), а через год бегло читает ноты и справляется с произведениями различной сложности.
Запись в оркестр начинается с 15-го августа ежегодно.
3. Каковы основные педагогические принципы и методы Вашей работы с детьми?
3. Основным принципом оркестрового музыкального образования является комплексный метод обучения детей на музыкальных инструментах. В данном случае на двух параллельно. Но оркестровое исполнительство, само по себе, несёт целый комплекс исполнительской технологии.
В оркестре ребенок быстрее проходит курс технической подготовки к исполнительству. Он лучше и увереннее чем в музыкальной школе начинает читать ноты с любым количеством ключевых знаков. Быстрее и продуктивнее осваивает технические штрихи, пунктуацию, динамику. Это помогает юному музыканту лучше самовыразиться в оркестровом исполнении музыкального произведения.
4. Знаете ли Вы о боливийце Хосе Антонио Абреу и его «Системе» (El Sistema) работы с молодёжью через привлечение их к оркестровому музицированию? Как Вы считаете, можно ли что-то подобное ввести у нас?
4.С методикой Хосе Антонио Абреу не знаком.
5. Есть ли у Вас последователи?
5. К большому сожалению, оркестрами такого масштаба никто не хочет заниматься. Хлопот много, а денег мало. Это, видимо, основная причина, и не только в Казахстане. Я общался с российскими музыкантами. Там эта же проблема. Ведь чтобы создать грамотный детский оркестр народных инструментов, следует самому быть высокообразованным музыкантом. Иметь желание научить детей играть как можно более профессионально. А когда ты научишь детей профессионализму, то сможешь удовлетворить и свои художественные потребности. Ведь оркестр — это палитра красок, а твоя музыкальная зрелость — это кисть художника. Насколько талантлив художник, настолько прекрасна его картина. К великому сожалению (я об этом постоянно говорю и пишу), в наших детских национальных музыкальных коллективах не всегда, а то и в большинстве, практикуется так называемая «безнотная педагогика». Поэтому из-за лени некоторых «горе-руковдителей» детские самодеятельные домбровые ансамбли не обладают нужной технической исполнительской подготовкой. И это факт, от которого никуда не деться. Будучи членом жюри различных самодеятельных творческих смотров, мне приходиться это наблюдать ежегодно.
Очень отрадно, что мою музыкально-педагогическую долю, уже не одно десятилетие, разделяет моя дочь Татьяна Евгеньевна Чеснокова. Она бессменный педагог музыкально-оркестровой студии по следующим дисциплинам: баян, аккордеон, фортепиано и сольфеджио. Её выпускники ежегодно поступают в музыкальный колледж на фортепианное и народное отделения. Кстати, и не только в Алматы. Несколько ее учеников получили дальнейшее образование в России, Бельгии, Чехии и Германии.
6. Как Вы пришли к работе с детьми?
6. К работе с детьми пришел случайно. Прямо с профессиональной сцены. Может, требования профессиональной сцены и не позволили мне опускаться на уровень самодеятельного творчества.
Самодеятельность (в любом ее проявлении) я никогда не воспринимал и самникогда не участвовал в самодеятельности, даже в общеобразовательной школе. Все надо делать на высоком уровне!
7. В прошедшие 33 года, которые существует оркестр, наша страна переживала сложные времена перемен. Как Вам удалось остаться верным своему призванию?
7. У меня со студенческой скамьи была мечта создать оркестр или хотя бы работать в нем. В профессиональном искусстве это сделать было сложно, по объективным причинам. Но я её смог реализовать в детском творчестве. А когда у тебя все получается, и ты чувствуешь себя, как рыба в воде, то размениваться на что-то другое нет смысла. Это ведь любимое дело. А любви все препятствия нипочем! Я не сумасшедший и осознаю свое место в профессиональном музыкальном искусстве. Но нет ничего приятнее, чем поднимать детское творчество до профессиональной планки. Мне не так важно, кто меня слушает, но мне важно, как меня слушают. Мой оркестр — это моя палитра.
8. Что для Вас Музыка?
8. Что для меня музыка? Теперь, наверное, моя жизнь.
Большое спасибо, Евгений Иванович, за уделённое на ответы время! Долголетия Вам и Вашим идеям! Новых творческих горизонтов и новых свершений!
Хотелось бы, чтобы опыт Детского оркестра русских народных инструментов «Русские узоры» изучался и применялся в казахстанских школах. Суть метода Евгения Простомолотова очень проста: он просто любит музыку, любит детей и потому прививает им свою любовь через личный пример бескорыстного служения искусству. Дети, прошедшие оркестровую школу, без всяких сомнений отличаются от тех, кто не имел такой возможности. Им знакомо «чувство локтя», чувство коллективной ответственности, умение эффективно организовать своё время, быстро реагировать на меняющуюся ситуацию. Им легче овладеть несколькими языками или найти общий язык с незнакомцем. Им легче всё успевать и во всём преуспевать. Они каждый день познают через музыку страны и эпохи. Они с радостью общаются друг с другом и с искусством. Не важно, будет ли оркестр состоять из русских, казахских или европейских инструментов, если Вы, уважаемый читатель, чей-то папа или чья-то мама — не лишайте ребёнка возможности познать радость жизни в Музыке, стать Человеком высокой Культуры.
Вопросы задавала Валерия НЕДЛИНА, музыковед
Опубликовано 24.07.2014: http://musicnews.kz
Новая музыкальная газета
- Проза.
«Русские узоры» Евгения Простомолотова (интервью).
Валерия Недлина
Детский оркестр «Русские узоры», существующий в Алматы с 1981 года, широко известен и в Казахстане, и за его пределами. Существование этого коллектива по ряду причин можно назвать парадоксальным. Во-первых, его «порт приписки» — Дом детского творчества № 3 — наследие советской эпохи, чудом пережившее непростое первое десятилетие независимости и функционирующее до настоящего времени. Во-вторых, на первый взгляд может показаться странным широкий интерес детей и их родителей самых разных национальностей именно к оркестру русских народных инструментов. В-третьих, удивляет тот факт, что детский любительский оркестр выступает на уровне взрослых профессиональных коллективов и даже завоёвывает фестивальные и конкурсные награды на республиканском и международном уровне. Все эти «нестыковки» и «противоречия» становятся понятны и разрешимы, когда знакомишься с бессменным руководителем коллектива Евгением Ивановичем Простомолотовым и его уникальной методикой.
Специально для Новой музыкальной газеты Евгений Иванович ответил на несколько вопросов:
1. Как Вы оцениваете востребованность детского оркестра русских народных инструментов в современном Казахстане?
2. Кто к Вам приходит учиться и как попасть в Ваш оркестр?
3. Каковы основные педагогические принципы и методы Вашей работы с детьми?
4. Знаете ли Вы о боливийце Хосе Антонио Абреу и его «Системе» (El Sistema) работы с молодёжью через привлечение их к оркестровому музицированию? Как Вы считаете, можно ли что-то подобное ввести у нас?
5. Есть ли у Вас последователи?
6. Как Вы пришли к работе с детьми?
7. В прошедшие 33 года, которые существует оркестр, наша страна переживала сложные времена перемен. Как Вам удалось остаться верным своему призванию?
8. Что для Вас Музыка?
1. Как Вы оцениваете востребованность детского оркестра русских народных инструментов в современном Казахстане?
1. Востребованность к народной музыке всегда будет актуальной в любой стране. Это вопрос культуры. Развитие национальных вокальных или инструментальных ансамблей многогранного народного мелоса — это вопрос культурной политики любой страны. И насколько она высока, настолько высок потенциал её интеллектуального богатства, залога мира и дружбы. Актуальность русской музыки в Казахстане всегда была высока, она востребована на любом творческом уровне. Профессиональные музыкальные коллективы всегда имели и имеют в своем репертуарном арсенале шедевры русских классиков и народной музыки. Ведь именно народное творчество определяет статус того или иного народа. К народному творчеству надо приобщаться с детских лет. Познавая с раннего детства доброту, ребенок учится сам делать добрые дела. А мир и процветание в стране — это есть величайшее ДОБРО. Это смысл жизни всего прогрессивного человечества.
Русские музыкальные инструменты в Казахстане имеют такую же ценность, как и казахские. Русская домра и баян звучат в казахских народных оркестрах, играя полноценную роль.
Роль детского русского народного оркестра имеет большое значение в музыкальной педагогике. И глядя на то, с каким увлечением в русском оркестре занимаются казахские, уйгурские, узбекские детишки, думаю, можно смело говорить об актуальности русского оркестра в республике.
Если говорить о нашей музыкально-оркестровой студии (к сожалению, единственной в Казахстане), то здесь дети получают профессиональные навыки оркестрового исполнительства и начальное музыкальное образование. А творческое сотрудничество с мастерами профессиональной сцены, только увеличивает художественный и исполнительский статус детского музыкального коллектива.
2. Кто к Вам приходит учиться и как попасть в Ваш оркестр?
2. В наш оркестр «Русские узоры» приходят дети школьного возраста, желающие получить начальное музыкальное образование. То есть, как в музыкальной школе. Обучение проходит по конструктивной методике начального музыкального образования (баянисты и аккордеонисты- пять лет, пианисты- семь). Но обучение проходит параллельно на двух музыкальных инструментах. Специализирующийся инструмент (по желанию учащегося) и оркестровый. Таким образом, в течение полугода ребенок более уверенно осваивает практическую игру на оркестровом инструменте (домра, балалайка), а через год бегло читает ноты и справляется с произведениями различной сложности.
Запись в оркестр начинается с 15-го августа ежегодно.
3. Каковы основные педагогические принципы и методы Вашей работы с детьми?
3. Основным принципом оркестрового музыкального образования является комплексный метод обучения детей на музыкальных инструментах. В данном случае на двух параллельно. Но оркестровое исполнительство, само по себе, несёт целый комплекс исполнительской технологии.
В оркестре ребенок быстрее проходит курс технической подготовки к исполнительству. Он лучше и увереннее чем в музыкальной школе начинает читать ноты с любым количеством ключевых знаков. Быстрее и продуктивнее осваивает технические штрихи, пунктуацию, динамику. Это помогает юному музыканту лучше самовыразиться в оркестровом исполнении музыкального произведения.
4. Знаете ли Вы о боливийце Хосе Антонио Абреу и его «Системе» (El Sistema) работы с молодёжью через привлечение их к оркестровому музицированию? Как Вы считаете, можно ли что-то подобное ввести у нас?
4.С методикой Хосе Антонио Абреу не знаком.
5. Есть ли у Вас последователи?
5. К большому сожалению, оркестрами такого масштаба никто не хочет заниматься. Хлопот много, а денег мало. Это, видимо, основная причина, и не только в Казахстане. Я общался с российскими музыкантами. Там эта же проблема. Ведь чтобы создать грамотный детский оркестр народных инструментов, следует самому быть высокообразованным музыкантом. Иметь желание научить детей играть как можно более профессионально. А когда ты научишь детей профессионализму, то сможешь удовлетворить и свои художественные потребности. Ведь оркестр — это палитра красок, а твоя музыкальная зрелость — это кисть художника. Насколько талантлив художник, настолько прекрасна его картина. К великому сожалению (я об этом постоянно говорю и пишу), в наших детских национальных музыкальных коллективах не всегда, а то и в большинстве, практикуется так называемая «безнотная педагогика». Поэтому из-за лени некоторых «горе-руковдителей» детские самодеятельные домбровые ансамбли не обладают нужной технической исполнительской подготовкой. И это факт, от которого никуда не деться. Будучи членом жюри различных самодеятельных творческих смотров, мне приходиться это наблюдать ежегодно.
Очень отрадно, что мою музыкально-педагогическую долю, уже не одно десятилетие, разделяет моя дочь Татьяна Евгеньевна Чеснокова. Она бессменный педагог музыкально-оркестровой студии по следующим дисциплинам: баян, аккордеон, фортепиано и сольфеджио. Её выпускники ежегодно поступают в музыкальный колледж на фортепианное и народное отделения. Кстати, и не только в Алматы. Несколько ее учеников получили дальнейшее образование в России, Бельгии, Чехии и Германии.
6. Как Вы пришли к работе с детьми?
6. К работе с детьми пришел случайно. Прямо с профессиональной сцены. Может, требования профессиональной сцены и не позволили мне опускаться на уровень самодеятельного творчества.
Самодеятельность (в любом ее проявлении) я никогда не воспринимал и самникогда не участвовал в самодеятельности, даже в общеобразовательной школе. Все надо делать на высоком уровне!
7. В прошедшие 33 года, которые существует оркестр, наша страна переживала сложные времена перемен. Как Вам удалось остаться верным своему призванию?
7. У меня со студенческой скамьи была мечта создать оркестр или хотя бы работать в нем. В профессиональном искусстве это сделать было сложно, по объективным причинам. Но я её смог реализовать в детском творчестве. А когда у тебя все получается, и ты чувствуешь себя, как рыба в воде, то размениваться на что-то другое нет смысла. Это ведь любимое дело. А любви все препятствия нипочем! Я не сумасшедший и осознаю свое место в профессиональном музыкальном искусстве. Но нет ничего приятнее, чем поднимать детское творчество до профессиональной планки. Мне не так важно, кто меня слушает, но мне важно, как меня слушают. Мой оркестр — это моя палитра.
8. Что для Вас Музыка?
8. Что для меня музыка? Теперь, наверное, моя жизнь.
Большое спасибо, Евгений Иванович, за уделённое на ответы время! Долголетия Вам и Вашим идеям! Новых творческих горизонтов и новых свершений!
Хотелось бы, чтобы опыт Детского оркестра русских народных инструментов «Русские узоры» изучался и применялся в казахстанских школах. Суть метода Евгения Простомолотова очень проста: он просто любит музыку, любит детей и потому прививает им свою любовь через личный пример бескорыстного служения искусству. Дети, прошедшие оркестровую школу, без всяких сомнений отличаются от тех, кто не имел такой возможности. Им знакомо «чувство локтя», чувство коллективной ответственности, умение эффективно организовать своё время, быстро реагировать на меняющуюся ситуацию. Им легче овладеть несколькими языками или найти общий язык с незнакомцем. Им легче всё успевать и во всём преуспевать. Они каждый день познают через музыку страны и эпохи. Они с радостью общаются друг с другом и с искусством. Не важно, будет ли оркестр состоять из русских, казахских или европейских инструментов, если Вы, уважаемый читатель, чей-то папа или чья-то мама — не лишайте ребёнка возможности познать радость жизни в Музыке, стать Человеком высокой Культуры.
Вопросы задавала Валерия НЕДЛИНА, музыковед
Опубликовано 24.07.2014: http://musicnews.kz
Комментариев нет:
Отправить комментарий